Современный художественный язык узбекского фотоискусства: от реализма до концептуального фото-арта

Современный художественный язык узбекского фотоискусства: от реализма до концептуального фото-арта

 

 

 

 

На про тяжении истори и развития фотоискусства противники фотографии обвиняли ее подражанием живописи , излишней документальности, то есть вторпчностп мастерства, аргументируя таким образом непризнание этого жанра подлинным искусством. Сначала весь визуальный опыт был под воздействием живописи и ее вековых канонов. В связи с этим уникальная способность фотографии но отражению реальности не только игнорировалась, но и рассматривалась как некий атавизм, отодвигающий ее на второй план в интерпретации действительности. Однако документальность фотографии - это авторское начало, сопряженное с человеческим фактором (1). 

 

В Узбекистане существуют и успешно развиваются собственные фо то гр афиче ские традиции, проявляющиеся в основном в творчестве старшего и среднего поколения фотохудожников, в числе которых такие мастера, как А. Губенко, С. Спиридонов, В. Вяткин, В. Ан, А. Коровин, Ф. Курбанов и др. Для их творчества характерно внимание к «этнографической» теме: интерес к традиционным формам и образу жизни народа, к его яр ким «портретным персонажам», к окружающей его историко-культурной среде. Отсюда-определеннаястатичность созерцательность, отсутствие внутреннего динамизма, что можно объяснить отражением
существующей реальности. Но, тем не менее, эти традиции неисключают фактора “оригинальности”, а творчество каждого мастера
отличается своим собственным художественным языком.


Что касается современной фотографии в Узбекистане, то следует отметить, что ташкентскому молодому поколению фотографов -
менее десяти лет. В основном это выпускники краткосрочных фотошкол. В этом случае вполне применимо правило «количество переходит в качество». Молодые авторы объединены в несколько интернет-сообществ, тесно сотрудничая, к примеру, с «Фотодепартаментом» в Санкт-Петербурге, активно участвуя в международных конкурсах и проектах.


В современной фотографии у молодежи большую популярность приобретает фэшн-фотография, хотя профессиональная рекламная
фотография - пока только на начальной стадии.

 

www.sanat.orexca.com «San'at^Art Искусство .2/2017 И.Садыков. Одиночество Востребована жанровая, или стрит-фотография. Что касается арт-фотографпи, то здесь - налицо развитие ее в абстрагированных и беспредметных направлениях. Концептуальная ветвь пока мало представлена из-за отсутствия необходимого опыта у молодых фотографов, которые, изучая опыт старых мастеров, пытаются найти свой художественный язык . Это приводит к определенному разнобою при изучении современной фотографии, поскольку творчество одного и того же автора иногда содержит сразу несколько направлений и жанров. Порой бывает сложно
провести грань между реализмом, фэшн-фотографией и концептуальным фото. Реализм в большей степени проявляется в жанре
документальной фотографии, а также в творчестве таких мастеров старшего поколения нашей страны, как А. Губенко, Р. Шарипов, Ф. Курбанов, С. Спиридонов. Творчество документалистов конца XX - начала XXI в. отражает перемены, произошедшие за последние годы в обществе и стране . Так, фотограф и и Р. Шарипова, представленные 6-16 декабря 2010 г. в Ташкентском доме фотографии на фотовыставке «Узбекистан - наша Родина», посвященной 18-летию Конституции Республики Узбекистан, ярко отражают реалистическое направление , иллюстрируя перемены нового времени, являясь документальным источником новой истории. Фотограф в своих работах охватывает весь спектр историко- культурных традиций нашего народа, отражающихся в новых реалиях.

 

Образы людей разных возрастов и поколений, представленных на фотовыставке «Узбекистан - наша Родина» Р.Шариповым в приподнято-оптимистичном духе, наполнены пространством п светом. С конца XX в. в художественной фотографии популярен жанр “Аэрофотосъемка”, служивший до этого в основном в военных целях. В этом довольно специфическом жанре работают такие известные фотографы, как С. Спиридонов, Р. Шагаев, А. Коровин, И. Садиков, которые снимают кадры с высоты от сотен метров до десятков километров с помощью аэрофотоаппарата, устанавливаемого на самолете , вертолете , дирижабле или их беспилотном аналоге. Примечательно, что первая аэрофотосъемка состоялась в 1858 г. над Парижем. 

 

Произвел ее французский фотографи воздухоплаватель Гаспар-Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар. Гармоничный синтез двух различных моментов в фотоискусстве: правда изображения и авторское выражение, характерен для фотографий Виктора Ана. Художественность и документальность в работах этого мастера дают возможность зрителю насладиться фото образом запечатленного прекрасного мгновения окружающего мира. Фотограф привержен своим репортерским корням, .отталкиваясь от события, которое, оказавшись под прицелом его объектива, приобретает значительность. В. Ан неконструирует изображаемое, а его работы далеки от постановочного кадра, он всегда старается от талкиваться от жизненных ситуаций, останавливая из окружающе го мир а тумимолетность, которую после превращает в МОЛОДЁЖЬ ОБ ИСКУССТВЕ свойственный только ему уник ал ьный и оригинальный фотографический язык.

 

Специфика творчества В. Ана - в выявлении новых граней уже широко распространенных тем. Обращаясь к истории и традициям узбекского народа в сериях «Дорогами Мавераннахра» и «Жертвоприношение», фотограф воплощает их в новом ключе. Так, его фотоснимки из серии «Дорогами Мавераннахра» содержат документальную основу и оригинальный художественный подход автора к избранной теме. В этом случае фотограф отказывается от неестественно - эстетически выстроенной реальности и показывает жизнь и судьбы простых людей без лишних прикрас и наигранного веселья. Снимая чумазых детей на фоне старых глиняных домов или в открытом поле автор делает акцент на х ар ак т ер героев, их душевное состояние. Фотографии из серии «Дорогами Мавераннахра»
отличаются крайней экспрессивной откровенностью повествования. Деятельность члена Творческого объединения художников Узбекистана Виктора Вяткина во многом созвучна творчеству Виктора Ана. Оба фотографа работают с традициями и историей,
выражая в своих фотографиях суть жизни народов своей страны . Фотоработы Виктора Вяткина, как и Виктора Ана, открыты зрителю, наполнены глубоким содержанием и драматизмом. В связи с этим оба маститых фотографа решили объединить
свои творческие устремления в одном контексте и 15 декабря 2015 г. в Ташкентском доме фотографии была организована фотовыставка «Дико. Время». Совместный фото проект-метафора, представленный работами двух мастеров, осуществлен при помощи форматной аналоговой камеры с размерами кадра пленки 10x12 см в чернобелом формате, что позволило представить
фотоотпечатки размером 60x90 см без искаженияb снимков.


Всецело посвятил свою жизнь «ремеслу фотоискусства» бухарский фотохудожник Шавкат Балтаев. Главный объект его фотографий - человек - личность многогранная и до конца не изученная. Фотоснимки III. Балтаева наполнены глубоким психоанализом и философским контекстом. Фотографии мастера из серий «Среднеазиатские цыгане» и «Бухарские евреи» в полной мере
раскрывают образы людей, проживающих на территории Узбекистана, ассимилировавшись с местным населением. В этих сериях фотограф III. Балтаев уделяет особое внимание старым городам, прежде всего т а кому феноенальному полиэтническому и многокультурному центру, как Бухара. Шавкат Балтаев занимается фотографией с 1979 г. В 1985 г. в Бухаре фотографом была организована народная кинофотостудия «Ситора», в 2003 г. он открывает Бухарский центр развития творческой фотографии. Выставки Ш. Балтаева проводились не только в Узбекистане, но и в Германии, России, Азербайджане, Дании, Японии, США. Фотограф  - участник многочисленных фотопроектов и конкурсов, проводившихся в разных странах.


Фотограф Равшания Азулэ - нового поколения, пример гр амо тно го смешения жанрови направлений. Равшания занимается постановочной съемкой. В ее работах часто присутствует жанровость, однако это не обычные фэшн-фотографии или забавные ситуации, обыгранные перед камерой. Каждый снимок необычайно сложен по своим составляющим. Парящие предметы, воздушные образы, будто в противовес законам физики, чувствуют себя на её снимках очень свободно и уверенно. Творчество Равшании - это
сюрреализм, аллегории, которые выражают наши мечты, чувства и эмоции. Обычные предметы быта, попадая на фотоснимки Равшании и заключая в себе некий скрытый смысл, дополняют образы главных героев. Эта символичность роднит снимки
фотографа с концептуальным фото, хотя напрямую и не является им. 


В своих работах фотограф Равшания Азулэ всегда использует естественный свет, а один из ее любимых жанров - левитация. Создание подобных фотографий - это воплощение креативного процесса. Все действия - от планирования кадра до его обработки после съемки требуют спокойного, методичного, творческого подхода, в котором все зависит от воображения автора.


В последние годы интерес к фотоискусству существенно возрос, увеличилось число проводимых выставок как местного, так и регионального значения. Открытие в Ташкенте Дома фотографии способствует обмену опытом между фотографами, пропаганде фотоискусства и его дальнейшему совершенствованию. Международный статус обрели в Ташкенте регулярно проводимые фотобиеннале. 

 

Ташкентский Дом фотографии принят в самую престижную на сегодняшний день организацию фотографов в мире - Международную Ассоциацию Фотоискусства FIAP. Изучение истории мировой и отечественной художественной фотографии, ее современных тенденций и специфики дает возможность осознания реальной ценности фотографии как произведения искусства.

 


Литература
1. Тейлор Б. ART TODAY. Актуальное искусство 1970 - 2005. М., 2006.
2. Щетина Н. Сборник статей. Фото: имитация реальности или искусство. Ташкент, 2008.
3. Бажак К. История фотографии, возникновение изображения. М.: ACT 2006.
4. Вартанов А., Луговьер Д. Учись фотографировать. М.,1988.
5. Клементс Д. Цифровая черно-белая фотография. Практическое руководство. М., Изд-во «Ниола 21 век», 2005.
6.Кузиев Т. Антология.125 лет узбекской фотографии. Т. II, 1941 -1990. Ташкент, 2006.
7.w.w .wprophotos.ru
8. w.w.w koryo-saram.ru

E'lonlar

Muhim sanalar

Bosh ruknlar

Taqvim

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Talabalar ijodidan

Institut gazetasi

Flag Counter